Бесплатный звонок
8 (800) 500-56-12
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00

История АЗС

Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля, на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году.

Торговля бензином была очень далека от привычной нам — да и попросту не удобной. Баки чаще всего располагались под водительским сиденьем, чтобы быть выше мотора — ведь до изобретения первых бензонасосов оставалось еще целое десятилетие и бензин должен был попадать в двигатель самотеком, единственно силой гравитации. Соскочив с сиденья, шофер с помощью лейки и подручной емкости заполнял бак своего авто. При этом уровень бензина проверялся только с помощью щупа, поскольку индикаторы уровня топлива тоже еще не были изобретены.

Американския АЗС, 1920 г.

Однако владельцы первых АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга уже не выиграть нарастающую конкурентную борьбу, поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов.

В двадцатых годах появись первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых – колонки с электрическими дозаторами которые стояли прямо на тротуаре и работали с помощью насоса. В просторечье их называли «железными девами».

Успех первых АЗС и достижения в области автомобильной промышленности, которые сделали автомобили дешевле и доступнее, очень скоро привели в США к настоящему буму автозаправок. Уже к 1920 году во всей Америке было 15 000 АЗС, а к концу 1920-х годов — около 200 000! А ведь это, между прочим, больше, чем 156 тысяч существующих на сегодняшний день.

АЗС на территории России

В России первые заправочные станции появились еще в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «Бензиновых станций». Уже в 1914 в крупных городах страны работало 440 таких станций.

Бензоколонка, 1929 г.

Но настоящее развитие сети автозаправочных станций началось после Великой Отечественной войны , когда появилось много трофейных автомобилей, да еще выпустили отечественную «Победу», но частного транспорта все равно в Советском Союзе было мало. Эту ситуацию не смогли переломить даже появившиеся чуть позднее «Москвичи» и «Волги».

В 60-х годах отечественная нефтяная промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72, 76, а также дизельное топливо. Наличного расчета на АЗС в то время не существовало — топливо отпускалось только по талонам. Их было два вида — государственные талоны (для государственного автотранспорта) и талоны единого рыночного фонда (для частных автовладельцев).

Государственные талоны распределялись централизованно по госпредприятиям. Каждое предприятие имело строго ограниченный ежемесячный лимит потребления топлива, превышать который было нельзя. Строительство же бензоколонок, как и всех предприятий нефтепрома, осуществлялось в соответствии с государственными планами развития отрасли. В городах АЗС строились вблизи автотранспортных или крупных промышленных предприятий, в провинции — вдоль основных транспортных магистралей В середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось примерно 250 АЗС, а в Ленинграде — 115.

Существенный толчок в развитии сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного автомобиля «Жигули» на Волжском автомобильном заводе, построенном в Тольятти в 1970 году. «Жигули» заправлялись бензином А-92, тогда как государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин к тому времени уже вышел из употребления). 92-й бензил стоил дороже — 20 копеек за литр. Тем не менее, талонная система оплаты топлива изменений не претерпела. Более того, на тех АЗС, где заправлялся государственный транспорт, частные автомобили заправляться не могли; любое нарушение строго каралось милицией.

Бензоколонка на Плющихе, Москва, 1947 г.

Специальные талоны существовали для машин, приезжавших в СССР «из-за бугра». Дело в том, что к тому времени они ездили на 95-м бензине, который еще не получил у нас распространение. Поэтому талоны были только на 95-й бензин и предназначались только для «иномарок». Кроме специальных талонов для интуристов были специально определены АЗС, на которых они заправлялись. При въезде на территорию СССР зарубежным водителям выдавались списки-схемы с АЗС, на которых заливали 95-й. Сами же автозаправочные станции, на которых заправлялся заграничный транспорт, были под неусыпным контролем властей. Они были более благоустроенными по сравнению с другими АЗС, на них более тщательно отбирался персонал. Каждую весну они инспектировались высокими комиссиями из Москвы, которые досконально проверяли готовность АЗС к очередному сезону.

Топливно-раздаточные колонки (ТРК) для АЗС были, в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Первые ТРК были циферблатными: как на часах стрелка индикатора отсчитывала порции по 5 литров топлива (и это был минимальный объем заправки).

На смену им пришли роликовые ТРК: на них цифры, показывающие количество отпускаемого топлива вращались на роликах. Эти ТРК отсчитывали каждый литр (соответственно, таким же стал и минимальный объем налива топлива). Они еще сохранились на некоторых старых АЗС в глубинке.

Талонная система оплаты топлива впервые дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в преддверии Московской олимпиады около 20 столичных АЗС были переведены на оплату только на наличный расчет. Окончательно же она рухнула в разгар «Перестройки» — в начале 90-х. Государственные талоны и талоны единого рыночного фонда были отменены. Но тут возникла другая проблема: если частник спокойно стал заправляться за наличку, то как быть с государственным транспортом — не выдавать же водителю наличные деньги? Выход был найден сколь быстрый, столь и простой: талоны вернулись, только теперь они стали называться сервисными абонементами. А вот искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный транспорт и на те, где заправлялись рядовые автолюбители, было упразднено окончательно.

Станция техобслуживания на Варшавском шоссе, 1977 год.

Первые частные АЗС стали появляться в начале 90-х годов. В основном, это были так называемые контейнерные автозаправочные станции, представляющие собой простейший набор самого необходимого оборудования.

Сегодня рынок автозаправочных станций в России продолжает «взрослеть». Если в Москве и ближайшем Подмосковье сеть заправочных станций в основном сформировалась (в Москве и области сегодня порядка 1600 автозаправочных станций) и можно ожидать их технического совершенствования и расширения функциональности, то в других регионах России процесс формирования разветвленной сети станций еще в процессе становления (в настоящее время в России функционирует около 45 тыс. станций). Конкуренция в бензиновом бизнесе весьма острая, но АЗС растут как грибы после дождя, а значит, в руках частника дело это прибыльное.

Основные тенденции в развитии сети автозаправочных станций в России корреспондируют с мировыми. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, широким наступлением западных компаний, которые исповедуют агрессивную стратегию проникновения на российский рынок. Как и во всех развитых странах, в России основным направлением в развитии автозаправочного бизнеса стало создание многофункциональных комплексов, обеспечивающих обслуживание клиентов в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Вместе с тем, сегодняшняя ситуация на российском рынке розничных продаж имеет свою специфику, которая соответственно отражается и на стратегии автозаправочного бизнеса.

Например, в отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практически идентичны и не зависят от конкретных поставщиков, в России одним из ключевых факторов конкурентоспособности является качество топлива. Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей импортного производства, чувствительных к качеству горючего, предопределяют особое внимание, которое уделяют их владельцы выбору заправочной станции. На психологическом уровне предпочтение отдается сетевым станциям вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а также крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше но к сожалению брэндовая составляющая увеличивает стоимость приобретаемого топлива.

Тенденции развития АЗС

На сегодняшний день, по мнению Сергея Бережного, просматриваются две тенденции развития нефтепродуктовой розницы. Первая — АЗС в чистом виде: полностью автоматическая АЗС, на которой из персонала присутствует разве что охранник. Вторая — АЗС как часть крупного многопрофильного торгово-развлекательного центра. “Соответственно подход к оборудованию, организации торговли и автоматизации в этих двух случаях будет разным”, — считает он.

Достоинства АЗС первого типа:

  • Минимум расходов на обслуживающий персонал (хотя нужно иметь в виду, что он не исчезает полностью — просто акцент смещается с обслуживания клиентов на обслуживание оборудования, которое, собственно, и контактирует с клиентом);
  • Минимизация злоупотреблений в точках продаж со стороны обслуживающего персонала (в силу отсутствия последнего);
  • Быстрота обслуживания.

Оплата на таких АЗС возможна платежными карточками или наличными. Это идеальный вариант для клиентов, которых интересует только заправка топливом как таковая. Подобные решения будут востребованы для мест, где сложно расположить большую автозаправку (в городах) или на удаленных участках трасс (где трудно найти работников).

Оборудование таких АЗС отличается от оборудования обычных автозаправок: ТРК интегрированы со специализированными средствами оплаты и отпуска топлива. Оно должно быть дополнительно защищено как от человеческого фактора (т. е. взломов, варварства и т. д.), так и от воздействия внешней среды (платежное оборудование функционирует в условиях перепада температур, воздействия осадков и т. д.).

Важным элементом автоматических АЗС является их ИС — поскольку все торговые и технологические операции производятся автоматически, то и их фиксация и учет осуществляются также автоматически. Для того чтобы идея автоматической АЗС приобрела законченный характер, ИС должны иметь технические возможности для удаленного обмена данными с центральными офисами и для удаленной модификации настроек и параметров работы системы и АЗС в целом.

Однако далеко не всех клиентов привлекает роботизированный сервис, сервис “без человеческого лица”. По-прежнему велик процент потребителей, которые ценят присутствие обходительного и квалифицированного обслуживающего персонала.

АЗС второго типа как раз и ориентируются на персонификацию, гуманизацию сервиса. Поскольку в этом случае клиент готов отдать больше своего времени на пребывание здесь, то разумно предоставить ему максимальный объем дополнительных услуг: не только продать топливо, но и дать возможность произвести текущий осмотр автомобиля, смену масла, ремонт/смену/подкачку покрышек, мойку кузова и чистку салона. Эти профильные услуги требуют некоторого времени на выполнение, поэтому логично предложить также услуги для рационального использования этого “простоя” — точки питания (кафе, пиццерии), магазины товаров повседневного спроса, центры развлечений (игровые автоматы и прочее), места отдыха (мотели). Соответственно и оборудование тут самое разнообразное — для каждого вида сервиса свое.

Такие АЗС могут быть востребованы и в городах, и (особенно) на трассах, где они часто являются единственными “островками цивилизации” на многие километры вокруг; уместны они будут и возле западных границ, где выступают как последняя точка перед выездом за пределы страны и место, где отовариваются shopping-туристы (в связи с присоединением многих стран-соседей к Евросоюзу и повышением стоимости жизни более дешевые товары на этой стороне границы — продовольственные, промтоварные, нефтепродукты — привлекают немалое внимание).

“Однако описанные типы АЗС — это “предельные” варианты, — подчеркнул г-н Бережной, — их следует рассматривать больше как перспективу, нежели как повседневную реальность”.

В целом рынок АЗС в России движется в том же направлении, что и западные рынки. Их объединяет общий тренд автозаправочного бизнеса в сторону создания многофункциональных комплексов, которые смогли бы обеспечить обслуживание потребителей на самом высоком уровне. “Однако в отличие от западных заправочных станций, — отметил Андрей Лищук, — где качество бензина разных производителей не различается, в России оно пока очень нестабильно и даже разнится от АЗС к АЗС внутри одного бренда. Большое количество дорогих автомобилей, которые чувствительны к качеству бензина, обуславливает скрупулезный подход автовладельцев при выборе АЗС, который часто делается в пользу сетевых заправок, принадлежащих крупным ВИНКам, а также известных крупных розничных торговцев. В долгосрочной перспективе, по мере того как на российский рынок будут выходить зарубежные компании, он постепенно будет приближаться к стандартам западных рынков”.